Вестник Южно-Уральского государственного
гуманитарно-педагогического университета ЧГПУ

ISSN: 2618–9682; ISSN 1997-9886
Импакт-фактор РИНЦ: 0,312

Назад к содержанию номера | Вестник ЧГПУ 2020 № 5 (158) Педагогические науки
Показать полный текст
Показать в eLibrary
DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.008
УДК: 378.016
ББК: 74.48
М. Д. Даммер ORCID
Профессор, доктор педагогических наук, Профессор кафедры физики и методики обучения физике, ЮУрГГПУ
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
Н. В. Зубова ORCID
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физико-математических дисциплин, Трехгорный технологический институт – филиал ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт», Трехгорный, Челябинская область
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
О. Н. Бочкарева ORCID
Кандидат педагогических наук, декан физико-математического факультета, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Адрес эл. почты: Написать письмо автору
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация

Введение. Современный подход к обучению физике должен способствовать формированию профессиональных навыков будущих инженеров производства. В связи с этим мы предлагаем реализацию продуктивного обучения на примере изучения раздела «Электричество и магнетизм». Продуктивное обучение состоит в организации практико-ориентированной поэтапной учебной деятельности студентов, направленной на получение образовательного продукта, имеющего профессиональную ценность. Цель исследования заключается в дальнейшей разработке содержания продуктивного обучения физике студентов технического вуза. Научная новизна результатов исследования заключается в определении особенностей технологии продуктивного обучения в вузе и разработке содержания обучения теме «Электричество и магнетизм» курса физики технического вуза, отражающего выделенные особенности.

Материалы и методы. В теоретической части исследования использовались: анализ научной литературы, посвященной проблеме реализации технологии продуктивного обучения, литературы по физике по вопросам электричества и магнетизма; моделирование процесса обучения физике в техническом вузе на основе продуктивной технологии; конструирование экспериментальной методики обучения на основе разработанной модели; анализ и обобщение результатов исследования.  Эмпирические методы представлены апробацией продуктивной технологии на примере раздела «Электричество и магнетизм», статистическими методами обработки данных апробации.

Результаты. Представлено содержание обучения теме «Электричество и магнетизм» курса физики технического вуза, способствующее реализации технологии продуктивного обучения. Описана деятельность преподавателя и студентов на этапах продуктивного обучения. Представлены результаты апробации нового содержания в Трехгорном технологическом институте, филиале ФГАОУ ВО Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт».

Обсуждение. Проводится анализ данных апробации, показывается результативность продуктивной технологии обучения физике студентов технического вуза. Подчеркивается, что реализация продуктивной технологии способствует формированию умений осуществлять проектную деятельность и представлять результаты в виде профессионально значимого продукта.

Выводы. На основе анализа результатов апробации нового содержания обучения и продуктивной технологии формулируются выводы о целесообразности представленного содержания, о влиянии технологии в целом на результаты обучения студентов.

Заключение. Обобщаются итоги  реализации продуктивной технологии обучения на материале раздела «Электричество и магнетизм» курса физики для студентов технического вуза.

Ключевые слова

продуктивная технология обучения; профессионально-ориентированная задача; студент; практическая деятельность; технический вуз; физика

Основные положения

– подготовка высококвалифицированных инженеров производства требует фундаментальной подготовки студентов технических вузов по физике. Одновременно обучение данной дисциплине должно быть практико-ориентированным. Реализации данных требований способствует продуктивная технология обучения физике. Она позволяет формировать у студентов понятийный аппарат изучаемого раздела в процессе активной учебной деятельности и применять новые знания и умения для решения профессиональной проблемы реального производства;

– одновременное освоение фундаментальных знаний и их практического применения происходит поэтапно, в процессе постепенно усложняющейся деятельности студентов;

– завершающий этап продуктивной технологии предполагает выполнение проекта по конструированию востребованного на производстве технического устройства, отличающегося своей объективной новизной. Разработка конструкции и создание технического устройства, представление и защита проекта способствуют формированию основных профессиональных компетенций будущих инженеров.

Цитировать публикацию

Даммер, М. Д.  ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА [Текст] / М. Д. Даммер, Н. В. Зубова, О. Н. Бочкарева, // Вестник Челябинского государственного педагогического университета.  — 2020. — №  5 (158). — С. 107-130. — DOI: 10.25588/CSPU.2020.158.5.008.

Библиографический список